Photoshop CS2 и цифровая фотография

       

Анализ экспозиции кадра


Часто бывает полезным оценить, достаточной ли была экспозиция при съемке кадра. Располагая этими данными, можно выбрать средства для коррекции изображения. Последующую съемку вы будете выполнять с учетом внесенных изменений.

Экспозицией называют процесс засвечивания светочувствительной пленки или матрицы цифровой камеры в процессе съемки. Этим же термином обозначают степень засвеченности кадра — чем больше света попало на пленку (или матрицу), тем больше экспозиция. Увеличить экспозицию при съемке можно, увеличив выдержку и/или открыв диафрагму объектива. Для уменьшения экспозиции следует уменьшить выдержку или закрыть диафрагму (при этом значение, обозначающее степень закрытия диафрагмы, увеличивается).

Так как получить качественный снимок часто оказывается гораздо проще, чем привести его к нормальному виду средствами коррекции, старайтесь точнее выставлять параметры съемки и при необходимости вмешиваться в работу автоматики фотоаппарата. Например, при съемке в ясный солнечный день фотоаппарат может очень хорошо сфотографировать небо, а лица ваших знакомых окажутся настолько темными, что узнать их будет непросто. И наоборот, при съемке ночью со вспышкой окружающая вас обстановка может оказаться слишком темной, при том что объекты, расположенные неподалеку, будут ярко освещены.

Избежать таких нежелательных эффектов можно, грамотно используя возможности камеры. Если ваш фотоаппарат позволяет вручную менять параметры съемки, сделайте несколько кадров с различными настройками. Пользователи цифровых фотокамер при этом имеют громадное преимущество перед теми, кто предпочитает традиционную пленку, — на дисплее камеры вы можете сразу просмотреть сделанный кадр и определить, требуется ли изменение заданных параметров. Некоторые камеры могут автоматически делать несколько снимков с различными значениями экспозиции и других параметров.

СОВЕТ . Многие цифровые фотокамеры и продвинутые пленочные аппараты позволяют вводить экспокоррекцию — вручную задавать коэффициент, учитываемый камерой при установке параметров съемки. При съемке в ручном режиме вы можете самостоятельно увеличивать или уменьшать выдержку и диафрагму, добиваясь различных эффектов.


Для анализа экспозиции кадра удобно использовать гистограммы яркости — графики, отображающие распределение пикселов изображения по яркости. Обычно эти графики называют просто гистограммы. На таком графике можно увидеть, какая часть изображения окрашена в темные тона, какая — в близкие к нейтральным, а какая — в светлые. Получить доступ к гистограммам можно при помощи специальной панели Histogram (Гистограммы) или команды ImageAdjustmentsLevels (Изображение • Настройки • Уровни). Панель Histogram (Гистограммы) показана на рис. 14.1.



Рис. 14.1. Панель Histogram

График распределения пикселов по яркости имеет следующий смысл — яркость пикселов возрастает слева направо. Чем выше пик в соответствующей точке, тем большее число пикселов имеет соответствующую яркость. На рис. 14.1 приведена гистограмма для изображения, большая часть которого окрашена в темные или нейтральные тона. Цвета, близкие к чистому белому, практически отсутствуют.

СОВЕТ. Многие цифровые фотокамеры, даже не очень высокого класса, позволяют просмотреть гистограмму яркости на дисплее сразу после съемки или на более ранних кадрах, находящихся в памяти фотоаппарата.

Разница между минимальной и максимальной яркостями (крайними справа и слева столбцами на гистограмме яркости) определяет диапазон яркостей, присутствующих в изображении, — его динамический диапазон. Чем шире динамический диапазон, тем более качественным, гладким будет изображение. Однако при чрезмерно равномерном распределении пикселов по яркости изображение может оказаться малоконтрастным. Высококонтрастное изображение имеет более узкий динамический диапазон — число оттенков, отделяющих самые темные цвета от самых светлых, значительно меньше, чем в изображении, насыщенном полутонами.

В некоторых случаях в верхнем правом углу панели отображается символ в виде треугольника. Щелкнув на нем, можно увидеть график, реально соответствующий изображению в данный момент. Наличие этого символа на панели обозначает, что на панели находится график, построенный по ранее сохраненным данным.



ПРИМЕЧАНИЕ . Гистограммы указывают не цвет конкретного пиксела, а число пикселов, имеющих определенную яркость. Кроме того, высота столбцов на графике относительная, то есть она отображает не реальное число пикселов, а соотношение между числом пикселов, имеющих разные значения яркости.

Рассмотрим влияние экспозиции на вид гистограмм яркости. На рис. 14.2 показан пример изображения с нормальной экспозицией.





Рис. 14.2. Изображение, имеющее нормальную экспозицию, и гистограмма яркости, соответствующая этому изображению

На гистограмме (рис. 14.2) видно, что изображение состоит в основном из пикселов, окрашенных в нейтральные и несколько более темные тона. Также имеется некоторое количество пикселов с совсем светлой окраской.

Распределение пикселов по яркости в значительной степени зависит от сюжета кадра. Например, кадр снежного поля или пустыни при солнечном свете будет содержать в основном светлые пикселы, а при равномерном распределении пикселов во всем диапазоне яркостей может стать совершенно невыразительным или искусственным.

СОВЕТ. При анализе гистограмм яркости всегда учитывайте сюжет съемки. Настройки экспозиции путем простого растягивания пикселов по диапазону яркости (такая операция выполняется при автоматической коррекции цветовых уровней) может улучшить вид изображения, но применим этот метод далеко не всегда.

На рис. 14.3 приведен пример переэкспонированного (слишком светлого) изображения и соответствующей ему гистограммы.



Рис. 14.3. Пример переэкспонированного изображения

СОВЕТ. Резкий выброс (пик) на гистограмме яркостей в крайней правой части шкалы (соответствующей белому цвету) говорит о том, что некоторые части изображения могут оказаться пересвеченными —потеряют часть деталей и станут равномерно белыми. Следует избегать таких ситуаций, так как вернуть пересвеченным участкам изображения нормальный вид практически невозможно.

Как видно на этом рисунке, большая часть пикселов окрашена в светлые тона. Большая часть диаграммы яркостей (гистограммы) смещена в область светлых оттенков, а в области темных оттенков большая часть доступного диапазона яркостей не задействована. Динамический диапазон изображения уже, чем у изображения, показанного на рис. 14.2, изображение имеет низкий контраст. Для регулировки яркости и контраста следует растянуть динамический диапазон в сторону темных оттенков. О том, как это сделать, мы расскажем позднее.



ПРИМЕЧАНИЕ. Можно разделить понятия динамического диапазона изображения (разницы между самым темным и самым светлым оттенками, встречающимися в изображении) и доступного динамического диапазона. Его ширина определяется параметрами фотоаппарата, бумаги используемой для печати, особенностями используемого программного обеспечения и другими свойствами среды обитания изображения.

На рис. 14.4 показано недоэкспонированное изображение, оно гораздо темнее,

чем изображения, показанные на рис. 14.2 и 14.3.



Рис. 14.4. Пример переэкспонированного изображения и гистограммы яркости.

В отличие от изображения, показанного на рис. 14.3, динамический диапазон изображения смещен (относительно доступного динамического диапазона) в область темных тонов. Он также уже, чем у нормально экспонированного изображения. Для исправления экспозиции необходимо расширить динамический диапазон изображения в область светлых оттенков.

СОВЕТ. Недосвеченные, темные изображения гораздо лучше поддаются коррекции, чем пересвеченные. Поэтому при съемке сложных сюжетов лучше получить немного более темное изображение, чем слишком светлое.


Содержание раздела